Сайт радиолюбителя RN6LLV

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 12.12.2017, 03:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Новости блога
[03.12.2017]
HF ANT test WARC (0)
[22.11.2017]
Антенна HF20A HF (0)
[23.08.2017]
Советы любителям QRP (0)
[15.11.2015]
Цифровой дипломат. (1)
[13.10.2015]
LG CM 4530 (1)
Все о YAESU 817
  • Клуб FT 817
  • Быстрый старт 817
  • Обзор комлектации 817
  • YAESU CSC-83 чехол
  • 817 для поля
  • 817+АТАС25 на балконе
  • Видео о 817 Ютуб
  • Настройка 817
  • WSPR в 817
  • Инструкции в 817
  • Подставка для 817
  • mini CW key
  • DIG mode 817
  • HAM ссылки
  • Клуб Радио Волна
  • РЦРК
  • RU-QRP CLUB
  • Клуб DMC
  • KDR CLUB
  • Радио островок
  • RA4A
  • UR5EQF
  • QSL PRINT RA9MC
  • QRZ RU
  • QRZ COM
  • Школа радистов
  • Органайзер
  • HAM QTH
  • HAM микроблог
  • Газета 73!
  • Блог RN6LLV
  • сайт RW6MSD
  • RBN
  • Ham QTH
    Форма входа
    Прохождение
    DX spot
    Поделись с другом
    Долгота дня
    Время
    Эхолинк

    Каждому радиолюбителю посвятившему всё своё свободное время нашему любимому хобби чуть ли не с первого дня известна простая истина – для того что бы успешно работать в эфире, нужна хорошая антенна и не просто хорошая, а ещё и соответствующим образом настроенная. Антенна – это половина всего радиолюбительского хозяйства. Причём не стоит называть её главной или второстепенной частью – каждый элемент цепочки антенна-кабель-трансивер…блок питания – все они принимают участие в работе и по-своему важны. Соответственно, каждый решал этот вопрос по-своему. Кто-то смог купить фирменную антенну, у кого-то есть место для антенного поля, кто сумел сам развесить диполя у себя на огороде на военной мачте, а кому то и длинной верёвки хватило с балкона на ближайшее дерево. К данному вопросу так же можно отнести варианты полевых выездов, когда трансивер находится в машине или в рюкзаке. Всё это хорошо, купили, поставили, развесили….но!!! Первым вопросом после установки антенны, развешивания проводов по деревьям, столбам или балконам становится настройка всего этого хозяйства. При правильном подходе к конструированию антенны, при наличии знаний как настраивать антенны, нам гарантирована хорошая работа в эфире, даже на простой антенный канатик или даже 1-мм проволочку, длиною всего 7 метров. 
    Настраивают антенны обычно её физической длиною или длинною её механических конструктивов, иногда LC-элементами. Это, так называемая, электрическая настройка. Метод электрической настройки удобен в том случае, когда нет доступа к изменению длины механических элементов антенны. Например, это могут быть элементы многоэлементных антенн типа Яги, провод произвольной длины, заброшенный на ближайшее соседнее дерево, или антенна – мачта, зафиксированная один раз механическим конструктивом. 
    Есть ещё одна трудность при настройке антенны – диапазонов, на которых обычно мы предпочитаем работать несколько, а антенна, как часто бывает, всего одна. Вот тут и начинаются обычно проблемы. Высокое КСВ, отсутствие резонанса и, как следствие, выгорающие оконечные транзисторы в худших случаях, плохая работа антенны, море помех или других проблем в более лёгких случаях… Тут бы применить смекалку, знание теории работы антенн, но, как показывает мой опыт – знания о работе антенн у многих радиолюбителей ограничиваются книгой известного Карла Рохаммеля или Бунина и Яйленко (Известные книги второй половины-конца прошлого века по нашей тематике). 
    С развитием промышленного трансиверостроения и «околотрансиверных» аксессуаров конструкторы решили облегчить нам жизнь. Они начали встраивать элементы настройки антенн в один корпус с трансивером, а так же выпускать отдельные устройства под названием «Антенный тюнер».
    Реалии сегодняшнего дня показывают, что многим радиолюбителям просто лень заниматься настройкой антенн или банально некогда. И тогда они начинают обманывать себя, ограничиваясь применением тюнера внутри трансивера. Некоторым «юзерам» это даже помогло. А вот некоторым не очень... И даже очень не повезло! Из-за неправильной эксплуатации трансивера, тюнеры, встроенные в трансивера, начинают гореть. Так славятся подгоранием тюнеры таких известных трансиверов как ICOM IC-746Pro, Kenwood TS-2000 и других не менее популярных марок… Связано это с тем, что встроенные тюнеры предназначены, прежде всего, не для настройки антенны типа «верёвка случайной длинны», а для подстройкой узкополосных антенн в пределах одного любительского диапазона. Для примера, такая известная антенна как инвертер-V (Inv-V) на 80-м любительском диапазоне имеет полосу резонанс не больше 50-70кГц. Да и обычно, антенна, подвешенная ниже половины длинны волны над землёю, имеет разные точки минимального КСВ и резонанса по частотам. Антенный анализатор, к примеру, показывает хорошее КСВ на частоте 3,720 МГц, а точка резонанса антенны (соответственно максимального КПД излучения) с сопротивлением гораздо меньше 50 Ом находится на частоте 3,640 МГц. А теперь вопрос, где работает антенна??? И это ещё не всё, весь любительский диапазон 80-м перекрывает полосу 300кГц. Соответственно, по краям диапазона у такой антенны КСВ будет превышать значение 2. Что бы подстроить КСВ антенны по краям диапазона, что бы трансивер «увидел» антенну во всей полосе любительского диапазона – для этого и предназначен внутренний тюнер трансивера. В инструкциях на трансивер всегда указывается, какой диапазон КСВ или сопротивлений может подстроить тюнер к КСВ=1. Но кто из вас читает инструкции??? Спросите себя честно, когда вы последний раз открывали инструкцию на свой трансивер и вдумчиво её изучали? Потому, часто получается, что работаем мы на несогласованную линию передачи и на ненастроенную правильную антенну с вытекающими из этого последствиями. 
    Сегодня, всё эти проблемы могут уйти в прошлое благодаря широкому ассортименту антенных тюнеров фирмы LDG и MFJ! Рассмотрим коротко принципы работы антенн совместно с тюнерами и попытаемся понять, что нужно нам.

    Автоматический тюнер: Варианты включения и типы

    Паспортное значение выходного сопротивления трансивера обычно составляет 50 Ом. Из курса теории цепей известно, что для максимальной передачи мощности от генератора к нагрузке сопротивление генератора и нагрузки должны быть равны. При разности сопротивлений генератора, линии питания и сопротивлении антенны возникает рассогласование. Отношения величины генерируемой мощности (или падающей волны) и отражённой мощности (стоячей волны) условились называть коэффициентом отражения или Коэффициентом Стоячей Волны (КСВ). 

    На практике сопротивление антенны 50 Ом в широкой полосе частот – явление крайне редкое, в результате чего часть энергии отражается от антенны и возвращается обратно в трансивер, вызывая изменения режимов работы оконечных каскадов, их перегрев или помехи домашним бытовым приборам. Для того что бы облегчить работу трансивера в его конструктив включили блок автоматической подстройки, который трансформирует случайное сопротивление на его входе к выходному сопротивлению оконечного каскада. Не все трансиверы имеют встроенный тюнер, обычно это трансиверы среднего и высокого ценового диапазона. Потому тем, у кого нет тюнера внутри трансивера, часто приходится прибегать к помощи внешнего тюнера. Это может быть самодельный ручной тюнер или покупной тюнер-автомат. На сегодняшний день, даже хороший трансивер со встроенным тюнером, предпочтительнее укомплектовать внешним автоматическим тюнером т.к. он обеспечит более широкий диапазон согласовываемых сопротивлений и убережет внутренний тюнер и трансивер в случае нештатной ситуации с антенной или от электрического пробоя. Согласитесь, проще поменять или отремонтировать тюнер ценою 200-300 долларов, чем иметь проблемы с ремонтом всего трансивера ценою 2000 – 5000 долларов. Для особо тяжелых случаев согласования можно прибегнуть к каскадному включению внутреннего и внешнего тюнеров или применению трансформирующего устройства. Вешний тюнер, при очень высоком значении рассогласования обычно достраивает КСВ до уровня 1.7 – 2. А внутренний тюнер уже достроит КСВ до чистой единицы. КПД при таком включении, конечно, падает, но иногда бывают случаи когда «очень надо!» Обычно такие тюнеры управляются трансивером по кабелю управления или запускаются в режим настройки нажатием кнопки «TUNE» на трансивере или на самом тюнере. Этот режим можно назвать «полуавтомат». Настройка антенны происходит автоматически, но запуск настройки всегда ручной. 
    Выше был рассмотрен вариант, когда тюнер находится возле трансивера. Этот вариант наиболее приемлем для стационарных моно-бендовых или мульти-бендовых, преднастроенных на заводе антенн или когда антенна находится в непосредственной близости от трансивера, например в машине или при полевом выезде. Если ваша антенна совсем не настроена, и расположена к тому же очень далеко от трансивера, то применение тюнера тут практически не поможет улучшить ситуацию. При высоком КСВ в кабеле, на большой длине, происходит катастрофическое падение КПД линии передачи. Большие потери энергии в кабеле обычно сопровождаются переходом энергии в тепло и как следствие – бесполезным разогревом кабеля или его пробоем. Ослабление мощности при таком режиме работы линии может составить больше 50%. Поэтому, рекомендуется настраивать саму антенну под сопротивление 50 Ом для того что бы потери энергии по кабелю были минимальны при переходе от трансивера к антенне. Для ненастроенной или плохо настроенной антенны, применение тюнера возле трансивера в таком варианте поможет только облегчить режим работы выходных каскадов трансиверов, но никак не повлияет на качество работы самой антенны и линии передачи. 


    Для решения проблемы настройки удалённой антенны разные фирму выпускают внешние всепогодные автоматические тюнеры, которые можно разместить на крыше дома, на дереве или мачте. Обычно такие тюнеры комплектуются кабелем управления, по которому подаётся так же питание. Привязаны такие тюнеры к конкретной марки трансивера и цена их довольно таки высока.
    Очень часто, бывают ситуации, когда тюнер можно расположить непосредственно возле антенны в защищённом от осадков и вандалов помещении, но доступ к антенне или вводу антенного кабеля в помещение ограничен. Или антенна ставиться/вешается один раз, без возможности её периодического обслуживания и/или настройки – такие случаи тоже достаточно часто встречаются. Например, антенна висит с балкона на дерево, антенна может находиться на крыше лифтового помещения, или короткий кабель приходит от антенны на балкон или окно, а дальше, длинна кабеля по помещению, существенно превышает длину первого отрезка. Если тюнер подключить сразу непосредственно к антенне или в точке ввода кабеля в помещение, то можно существенно улучшить качество работы самой антенны и снизить потери в коаксиальном кабеле. Ещё один вариант удачного применения тюнера – повысить КПД автомобильной передающей антенны, укрепив тюнер в непосредственной близости от точки крепления антенны. Для таких вариантов применения хорошо подходят тюнеры с возможностью работы в режиме «полный автомат», которые выпускает фирма LDG. Эти тюнеры не нуждаются во внешнем управлении и могут автоматически подстраивают антенну в случае превышения заданной величины КСВ, автоматически запоминают диапазоны, частоты и параметры согласования. При подаче несущей частоты они могут практически мгновенно (меньше чем за секунду), подстроить антенну на уже известные параметры.

    переводчик
    Поиск
    Календарь
    «  Декабрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    QRZCQ.com
    Найти позывной
    eQSL
    Поиск схем
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Должен ли коротковолник знать морзянку?
    Всего ответов: 802
    Какой диапазон у вас самый любимый? (можно выбрать несколько вариантов...)
    Всего ответов: 953
    Ваша любимая модуляция?
    Всего ответов: 623
    Какой аппаратный журнал вы используете? Возможно несколько вариантов ответов.
    Всего ответов: 496
    Погода
    Наши гости
    Банеры
    RZ4HYL QSL Studio Сайт радиолюбителей города 

Лиски Russian Internet Callbook Сайт радиолюбителей Тульской области - конструкции 

антенн,КВ и УКВ 

аппаратуры,радиоспорт,справочники,статьи,полезные программы и 

схемы, доска объявлений,форум и многое другое Персональная страничка 4Z5NY Российский УКВ портал Портал Донских Радиолюбителей Сайт радиолюбителей Тульской области, города 

Ефремова и радиоклуба ЭФИР, много интересной и полезной 

информации... Персональный сайт UX3MZ Український 

радіопортал - Украинский радиопортал Портал радиолюбителей путешественников сайт RM4HM Мульти-модовая программа 'KPOT'

    Copyright MyCorp © 2017 |